Аргументы и факты против «адвокатской монополии». Концепция института представительства

Конфуций наставлял: «Те, кто не ведает дальних дум, не избегнет близких огорчений», далее цитаты — «Единение — процесс осознания общности интересов и путь к национальному самосознанию, единство — столпотворение у кормушки, нет кормушки — нет и творения», «Находя корень — пробуждаем мир, ища различия — сеем раздор»

Общеизвестно, что в настоящее время государством уделяется особое внимание правовой системе всей нашей страны, поэтому, пользуясь возможностью, автор статьи считает своим общественным и профессиональным долгом обратить внимание на тот факт, что правовая система любой страны мира не получит своего достойного развития без института профессионального представительства.

Однако без создания концепции регулирования института представительства для последующего внесения изменений и дополнений в существующее гражданское законодательство не возможно положить начало становлению профессионального представительства — двигателя прогресса, в котором нуждаются все наши соотечественники и соотечественницы, все наше гражданское общество и государство (в частности — потребители и предприниматели, фермеры и кооператоры, государственные и частные инвесторы, руководители хозяйственных и финансовых организаций…).

Возникает вопрос — почему же следует развивать институт профессионального представительства, ответ на который очевиден, как говориться «на лицо» — в нашей стране уже давно настало время, чтобы каждый занялся своим делом и полностью уделял ему свое трудовое время, чтобы стать в своем деле профессионалом, иначе нам никогда не удастся добиться развития отечественной (национальной) экономики с высоким коэффициентом полезного действия — это одна из основных практических причин, по которой необходимо формировать и развивать институт профессионального  — квалифицированного представительства, который к тому же будет обеспечивать в нашем гражданском обществе полезную трудовую занятость, отражающуюся на уровне правовой культуры и гражданского правосознания наших соотечественников и соотечественниц во всей нашей стране, соответственно, обеспечивающую ее социально-экономическое развитие.

К сожалению, является общеизвестным тот факт, что после реализации заговора с целью захвата власти в нашем советском государстве по причине системных проблем в отечественном образовании и отечественной экономики профессионалов становится все меньше и меньше, при этом, все больше становится граждан, живущих по принципу — «от скуки на все руки» и «на халяву уксус сладкий», более того, абсолютное большинство наших граждан привыкло ничего не делать и не желает ничего делать, но в то же время хочет и мечтает ни в чем не нуждаться, пытаясь получить это все «на халяву», в частности: в реальности без всякой статистики во всей нашей стране ситуация такая, что полезно занятых как официально, так и не официально людей трудоспособного возраста составляет около 30 процентов, остальные 70 процентов живут за счет плодов труда этих людей в то время, когда с учетом внешних угроз в современных условиях глобальной конкуренции каждый гражданин в нашей стране должен выполнять две функции — профессиональную и общественную, как минимум.

Поскольку невысокий уровень и неудовлетворительное качество жизни всего нашего гражданского общества является прямым следствием этого вредного и даже опасного общественного (социального) явления, то с помощью совершенствования и развития института профессионального представительства граждане должны научиться делать осознанный выбор специальности (квалификации) и после ее получения — рода своей профессиональной трудовой деятельности, при этом, наши соотечественники и соотечественницы наконец-то должны понять, что «время — деньги» и «бесплатный сыр только в мышеловке», так как в противном случае достичь обеспечения общественной безопасности, в том числе социально-экономического развития, не получится никогда и по прежнему в нашем гражданском обществе будет процветать глупость, безделье, халява, воровство и откровенное мошенничество.

Учитывая, что все наши граждане и отечественная экономика в целом испытывают серьезную потребность в совершенствовании института профессионального представительства, поскольку для совершения юридически значимых действий в гражданско-правовых и публично-правовых отношениях или же для заключения договоров в гражданско-правовом обороте у субъектов права и управления регулярно возникает необходимость в помощи специалистов, обладающих специальными познаниями в области права и экономики, то на фоне этой потребности гражданского общества у отдельных общественных, политических и государственных деятелей периодически возникают идеи о разработке и принятии тех или иных концепций или же законов (например, проект закона «О деятельности по финансовому консультированию физических лиц», проект закона «О налоговом консультировании», проект закона «О финансовых омбудсменах», закон «О деятельности по инвестиционному консультированию», идея об инвестиционных представителях…).

Но, к сожалению, во всех этих идеях отсутствует единый системный концептуальный подход, в первую очередь к квалификационным требованиям представителей, что при реализации этих идей на практике может негативно отразиться на общественной безопасности, в том числе на социально-экономическом развитии всей нашей страны.

Важно, чтобы ко всем специалистам, в особенности к тем из них, кто выполняет функции профессиональных представителей, предъявлялись определенные квалификационные требования, такой подход соответствует логике и здравому смыслу.

Например, если рассмотреть налоговое консультирование, то оно требует от специалистов познаний не только в области экономики, но и в области права, поэтому будет полезно подумать над понятием «юридический консилиум»; это же касается финансового или инвестиционного консультирования.

Важно понять, что любой из экономистов должен обладать познаниями в области бухгалтерии и при необходимости с помощью дополнительного обучения по специальной программе при соответствующем образовательном учреждении уметь оперативно освоить то или иное направление бухгалтерии, опираясь на свои базовые экономические знания, полученные в образовательном учреждении, этого требует и всегда будет требовать рынок и народное хозяйство, это факт, поэтому выделять бухгалтерию в самостоятельную экономическую специальность не разумно, так как это будет лишним.

Сейчас крайне важно на основе исторического опыта советского и российского периодов на концептуальном уровне определить и утвердить основные виды экономических услуг, которые будут вправе оказывать специалисты с экономическим образованием, при этом, важно учесть, что общество нередко задает справедливый вопрос: какой же это экономист, если не знает бухгалтерию и налоговый учет?

Кроме этого, мало кому известно, что особое место в правовой системе любой без исключения цивилизованной страны мира занимает институт юридической помощи, необходимость в разумном регулировании которого существует в нашей стране уже давно и этот факт ни для кого из граждан не должен оставаться секретом, поэтому в предыдущих статьях на тему необходимости с учетом понятия квалифицированный представитель создания альтернативной концепции регулирования института правового представительства и правовой защиты говорилось много, для чего применительно к различным сферам деятельности приводились определенные юридические аргументы, основанные на практическом опыте, которые отражают реальные проблемы в нашем гражданском обществе.

Следует отметить, что еще Владимир Ульянов (Ленин) говорил, что «Социализм — это контроль и учет«, обеспечить которые должным образом управленцам не представляется возможным без участия специалистов в области экономики, при оказании экономических услуг которым на практике без юридической помощи не представляется возможным должным образом даже организовать и обеспечить комплекс мероприятий, направленных на восстановление и оптимизацию бухгалтерского учета, поэтому управленческая деятельность на производствах и экономические услуги не должны обходиться без специалистов в области права, этот подход соответствует логике и здравому смыслу, это очевидный факт!

Следует признать, что в условиях правового государства на сегодняшнем этапе развития гражданского общества во всей нашей стране де-факто сложилось и уже давно существует два вида квалифицированного представительства: правовое представительство, осуществляющееся специалистами в области права (юристами); финансовое представительство, осуществляющееся специалистами с экономическим образованием (экономистами), последние из которых в силу логики и здравого смысла не могут и не должны осуществлять свою профессиональную деятельность без квалифицированной юридической помощи, то есть обходиться без института правового представительства (Новость от 24 сентября 2015 года. Импортозамещение — мера продовольственной безопасности нашей страны)

То, что специалисты в области права (юристы) путем предоставления участникам гражданских и публичных правоотношений юридической помощи фактически выполняют функцию правовых представителей является очевидным фактом для каждого гражданина, в частности — юристами осуществляется функция по правовому консультированию, в том числе в сфере налогов и сборов, они участвуют в проверках и проводят юридические расследования на производстве, обеспечивают сбор тех или иных юридически значимых документов и иное представительство в организациях, государственных органах и судах, об этом известно многим.

То, что еще с эпохи развитого социализма специалисты с экономическим образованием путем оказания экономических услуг выполняли и в силу логики всегда должны будут выполнять функцию финансовых представителей тоже является очевидным фактом для окружающих, ведь так называемые «бухгалтера — аудиторы» на производстве товаров и услуг не только обеспечивают проведение контрольных мероприятий и ведение бухгалтерского учета, представляя отчетность в орган по налоговому контролю, но и консультируют по вопросам финансово-экономического планирования или же бухгалтерского учета, участвуют в предоставлении разъяснений и консультаций по вопросам налогового учета, осуществляют в пределах компетенции иное финансовое представительство, в том числе в финансовых организациях…

Эти институты квалифицированного представительства являются базовыми и всегда должны ими оставаться, они должны стать и всегда быть спутниками для любой управленческой и предпринимательской деятельности, в этом должны быть заинтересованы в первую очередь управленцы и собственники, поэтому применительно к этим сферам производительного труда необходимо обеспечить соблюдение принципа — «Каждый должен заняться своим делом и становится в своем деле профессионалом», достичь которого без концептуализации института представительства в целом представляется крайне затруднительным, следовательно, преждевременно думать о принятии каких-либо вспомогательных законах, которые были перечислены выше, тем более это касается концепции регулирования юридической помощи.

В целом концептуализация этих институтов профессионального представительства будет наиболее эффективной при условии реформирования системы юридического и экономического образования, в первую очередь требуется иной принципиальный подход к системе экономического образования — важно переходить от фактологической педагогике к педагогике методологической либо к смешанной, что в современных условиях позволит при сокращении срока обучения повысить качество образования, от уровня которого зависит эффективность специалистов с экономическим образованием, многие из которых при оказании экономических услуг на практике чаще всего даже не в состоянии организовать и обеспечить комплекс мероприятий, направленный на восстановление и оптимизацию бухгалтерского учета!

Следует обратить внимание, что концепция института квалифицированного представительства в дальнейшем могла бы применяться и к другим профессиям, в частности, учитывая современный уровень развития информационных технологий не исключается, что в ближайшей перспективе может возникнуть потребность в регулировании института информационно-программного представительства, осуществляемого инженерами-программистами, который в силу логики и здравого смысла тоже не должен существовать в отрыве от перечисленных выше институтов базового квалифицированного представительства, в первую очередь — правового представительства.

Но сначала этот важнейший для общества и государства вопрос требует от всех нас выработки разумной концепции об основах регулирования представительства с последующим внесением изменений и дополнений не только в существующее процессуальное законодательство, а в первую очередь — в гражданское законодательство, имеющее основополагающее знание!

К сожалению, до сих пор отсутствует единый системный подход к сфере представительства в целом, институт представительства остается одним из слабо развитых и не урегулированных правовых институтов, более того, сам институт представительства представлен всего лишь десятком давно устаревших статей в гражданском законодательстве и несколькими статьями в других российских законах, ни одна из которых на концептуальном уровне даже не раскрывает понятие «представительство» и не определяет, что оно касается не только совершения сделок, но и совершения юридически значимых действий, до сих пор не определены основные формы представительства (как в силу закона, так и в силу договора) и даны им определения — законное, квалифицированное, коммерческое, отсутствует понимание какие сложились и существуют виды законного, профессионального и коммерческого представительства (например, следуя логике законное представительство может осуществляться по семейному или родственному либо общественному или государственному принципу, в последнем случае государства обязаны обеспечивать участие соответствующих специалистов, когда это связано с социальной защитой — одних в лице законных представителей, когда связано с государственными или же судебными процедурами — других в лице правовых представителей, в частности: если рассмотреть руководителей и учредителей коммерческих организаций, то по сути они являются их законными представителями, при этом, следует обратить внимание на то, что фундаментальные принципы международного права предоставляют подозреваемым и обвиняемым в совершении административных правонарушений и уголовных преступлений право на участие не только квалифицированного защитника, то есть являющегося специалистом в области права, но и общественного защитника, который по сути тоже является законным представителем…).

Вследствие чего с целью обеспечения общественной безопасности нашей страны в настоящее время с учетом взвешенного разумного системного подхода крайне важно на концептуальном уровне определить основы института представительства, после чего во исполнение гражданского законодательства и на основании законов, регулирующих (регламентирующих) основы правового и финансового представительства, каждый законодательный и нормативный правовой акт в обязательном порядке должен пройти юридическую экспертизу в целях последующего внесения изменений и дополнений, так или иначе касающихся особенностей регулирования института представительства в той или иной сфере общественных отношений (гражданско-правовых и публично-правовых отношений) и гражданско-правового оборота, но никак не наоборот — сначала закон о налоговом консультировании, об аудиторах и после — концепция о финансовых поверенных с концепцией регулирования института юридической помощи (правозащитной деятельности), необходимость в создании которых уже назрела.

Главное, чтобы любой из законодательных и нормативных правовых актов определял характер деятельности законных представителей и предоставлял им право пользоваться помощью квалифицированного представителя, при этом, в некоторых случаях — закреплял за законными представителями обязанность в интересах своих доверителей обеспечивать участие квалифицированных представителей.

Какие первоочередные меры по совершенствованию института представительства автор идеи в лице уполномоченного по правовому контролю нашего общественного объединения потребителей предлагает в настоящее время предпринять, чтобы заложить основу (фундамент) для развития квалифицированного (профессионального) представительства — всему научному и практикующему юридическому сообществу отвлечься от второстепенных задач и сравнить с правоприменительной практикой существующие юридические нормы, так или иначе регламентирующие институт представительства и договор поручения, то есть с тем, с чем каждому практикующему юристу либо сегодняшнему так называемому «бухгалтеру — аудитору» приходится сталкиваться каждый день.

Убеждены, что на концептуальном уровне следует раскрыть понятие «представительство», определив, что оно касается не только совершения сделок, но и совершения юридически значимых действий, кроме этого, на законотворческом уровне следует признать, что помимо коммерческого представительства существует квалифицированное и законное представительство.

Кроме этого, важно установить, что в случаях и порядке, установленных законом, полномочия представителя могут удостоверяться иными юридически-значимыми документами, предусмотренными законом (например — ордером поверенного или до принятия закона об основах правового представительства и правовой защиты заявлением доверителя или же доверенностью с дипломом о высшем юридическом образовании, что будет полезно для развития правового представительства; копией приказа или иным юридическим документом в форме выписки из специального журнала, что будет полезно для так называемых «риэлторов» или же «кассиров» — коммерческих представителей; свидетельством о рождении или заключении брака или же их нотариально заверенными копиями, что позволит родственникам или супругам обращаться в интересах своих родных и близких в государственные органы или органы местного самоуправления; копиями или выписками из локальных правовых актов либо иными документами общественных организаций, что в установленных законом случаях позволит общественным деятелям на основании закона об основах общественного контроля помогать в качестве добровольцев юристам осуществлять защиту подозреваемых и обвиняемых в совершении уголовных преступлений или административных правонарушений; копией приказа или же доверенностью до принятия закона о финансовых поверенных, что будет полезно экономистам, выполняющим функцию так называемых бухгалтера или аудитора; распоряжением органа опеки и попечительства и прочими), другими словами, на концептуальном уровне следует признать очевидное, что доверенность в действительности является всего лишь одним из существующих способов удостоверения полномочий, обязательность в применении которого должна существовать лишь тогда, когда вопросы связаны с отчуждением или приобретением имущества или распоряжением денежными средствами либо в иных исключительных случаях, прямо предусмотренных законом (например, касающихся коммерческого представительства).

Учитывая все это, в целях выявления пробелов и недостатков в регулировании сферы представительства всему научному и практикующему юридическому сообществу следует провести общественный мониторинг и по его итогам — соответствующие общественные обсуждения, после чего на основе соответствующих выводов с учетом сложившейся правоприменительной практики и законных интересов делового сообщества подготовить юридически обоснованные предложения о внесении изменений и дополнений в главу 10 и 49 Гражданского кодекса РФ (закон о персональных данных, закон об информации, информационных технологиях и о защите информации), обеспечив при этом системный подход.

Главное помнить, что институт квалифицированного представительства — это двигатель прогресса и поэтому он должен быть понятен, удобен и безопасен для потребителя и самого поверенного. Уверен, что с этим тезисом будут согласны все разумные и здравомыслящие граждане, в особенности — представители делового сообщества и социально-ответственные предприниматели, общественные деятели и участники юридического сообщества.

Также ко всему прочему важно обратить особое внимание на существующую регламентацию договора, который регулярно применяется в деятельности представителей, положения о котором нашли свое отражение в главе 49 Гражданского кодекса РФ.

Так, уже долгое время правоприменительная практика, в особенности это касается деятельности правовых представителей (поверенных), начинает идти по разумному пути и складывается таким образом, что потребители в лице граждан или организаций заключают договор на ведение своих дел со сторонней организацией и для выполнения поручения или поручений предоставляют полномочия решать вопрос о назначении тех или иных специалистов такой организации, при которой осуществляет свою профессиональную деятельность специалист в области права (юрист) или же специалист в области экономики (экономист), при этом, иногда ведение дел доверяется конкретному специалисту, но в любом случае полномочие в виде доверенности выдается на имя организации, при которой осуществляет свою деятельность специалист.

Этот подход удобен потребителям и соответствующим специалистам, поскольку уже стало понятно многим, что юрист или же экономист, как и любой другой гражданин, может заболеть либо отправиться в командировку или же отпуск и в этом случае коллега такого юриста или экономиста сможет его заменить при условии, если юридическому лицу были предоставлены соответствующие полномочия, в противном случае при отсутствии таких полномочий потребитель или предприниматель может понести существенные риски, связанные с не исполнением или не надлежащим исполнением его поручения.

Специфика деятельности профессиональных поверенных такова, что ответственность за бездействие всегда должен нести тот специалист, кто непосредственно исполняет поручение, если иное не предусмотрено договором, то есть если первоначальный юрист или же экономист был заменен на другого, то первый в силу логики и здравого смысла не несет ответственность за действия или бездействие своего коллеги, если иное не предусмотрено в индивидуальном договоре либо в правилах оказания соответствующих услуг, когда договор является публичной офертой.

Однако существующая редакция статей 187 и 976 Гражданского кодекса РФ не учитывает эти обстоятельства, ко всему прочему она распространяется только на случаи предоставления доверенности и устанавливает право передоверить полномочия, если это лицо уполномочено на это доверенностью.

Поэтому в практике у потребителей возникает много вопросов — как юридическое лицо, которому предоставлены полномочия (например, выдана доверенность), может лично совершать действия, на которые оно уполномочено, когда изначально понятно, что эти действия будут совершаться специалистом, назначенным или же избранным поверенным либо выбранным самим доверителем…

С учетом этого было бы целесообразно внимательно отнестись к этим положениям гражданского законодательства, в частности —  внести в него соответствующие дополнения и изменения, предусмотрев понятия — назначение, избрание и выбор поверенного, при этом, было бы разумно поставить ответственность поверенного в зависимость от того, предусмотрено ли это договором.

Например, статью 187 Гражданского кодекса РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом предоставившее их лицо, если иное не предусмотрено договором или законом», «неисполнение этой обязанности возлагает на передавшее лицо ответственность за действия лица, которому оно передало полномочия, как за свои собственные, если иное не предусмотрено договором или законом»

Статью 973 Гражданского кодекса РФ следовало бы дополнить положениями не только об исполнении поручения в соответствии с указаниями доверителя, но и в соответствии с требованиями закона или иного нормативного правового акта»

Статью 976 Гражданского кодекса РФ следовало бы изложить в следующей редакции: «доверитель вправе отвести заместителя, назначенного поверенным, если иное не предусмотрено договором или законом», «если возможный заместитель поверенного поименован в договоре поручения, поверенный не отвечает ни за его выбор, ни за ведение им дел, если иное не предусмотрено договором или законом», «если право поверенного передать исполнение поручения другому лицу в договоре не предусмотрено либо предусмотрено, но заместитель в нем не поименован, поверенный отвечает за выбор заместителя, если иное не предусмотрено договором или законом».

Поскольку сейчас отсутствует полноценное взаимодействие и сотрудничество между этими важнейшими профессиями, что является одной из основных причин политических, экономических и социальных проблем, то на основе сложившейся практики необходимо также внимательно рассматривать и пересматривать другие статьи Гражданского кодекса РФ, так или иначе регламентирующие институт представительства и договор поручения.

Внедрение этой концепции позволит добиться гармонизации взаимодействия и сотрудничества между этими важнейшими для системы управления и в целом экономики профессиями, позволив прекратить недопонимание и разногласия между специалистами, что принесет существенную пользу любой управленческой или предпринимательской деятельности, соответственно, социально-экономическому развитию всей нашей страны, которая обеспечивает национальную безопасность всей нашей страны.

Важно понять, что если перечисленные выше подходы будут применены к нашим профессиональным сообществам — экономическому и юридическому, то со временем их могут принять и многие другие страны и государства мира, взяв с нас положительный пример, что будет только способствовать обеспечению общественной безопасности, только после всего этого юридическое и экономическое сообщества могли бы начать реально помогать другим профессиональным сообществам, а сейчас они разрозненны и поэтому бардак.

Учитывая, что от совершенства и развития института представительства прямо зависит эффективная реализация и защита прав и свобод участников гражданских и публичных правоотношений, имеющие особое значение для национальной экономики, уполномоченным по правовому контролю нашей неправительственной общественной организации в качестве общественной инициативы были подготовлены для рассмотрения по существу публичными институтами юрисдикции Российской Федерации эти предложения, основанные на существующей практике и учитывающие мнение граждан, в которых нашло свое отражение реальное состояние проблем в сфере представительства.

Поскольку разумные и сбалансированные подходы в вопросах регулирования института представительства имеют особо важное значение для отечественной экономики, любого общества и государства, выражаем надежду, что компетентными публичными лицами будет поддержана эта общественная (социальная) инициатива, отражающая реальное состояние проблем в сфере представительства, касающихся каждого нашего гражданина, концептуальное и законотворческое решение которых обеспечит баланс частных и публичных интересов (интересов общества и государства), что в конечном итоге приведет к предсказуемому стабильному социально-экономическому развитию всей нашей страны, комфортной и безопасной жизни всех наших граждан, процветанию и безопасности всего нашего Отечества.

«Практические результаты всегда в точности соответствуют теоретической платформе, поэтому сколько бы вы ошибок не сделали, навигатор все равно приведет вас к цели и достигнутые обществом результаты всегда в точности будут соответствовать теоретической платформе» (Мудрая цитата)

«Не закон дает силу праву, а право дает силу закону, и законодатель должен не создавать, а находить право, выработанное в сознании общества» (А.С. Алексеев)

Полелиться в соцсетях:

Добавить комментарий